18 июня 1941 года. Это был прекрасный выпускной вечер по случаю окончания средней школы. Все ученики были в превосходном настроении. Мы много говорили о дальнейшей жизни. Большинство ребят, в том числе и я, были настроены дальнейшую учебу продолжить в военных училищах.

Прошло 3 дня, и 22 июня из выступления министра иностранных дел Молотова В.М. мы узнали, что немцы вероломно напали на родину. На следующий день, мы все, выпускники школы, пошли в военкомат с заявлениями идти бить фашистов, но нам ответили: идите, занимайтесь своим делам, долго ждать не придется…

Вскоре нас зачисляют в хабаровскую школу военных пилотов, но медкомиссия допустила к учебе только 5 человек. В школе мы узнали, что подготовка летчиков будет ускоренной.  И действительно, мы дней 10 занимались в классе, а дальше начались полеты и одновременно с полётами проходили занятия в классе. Учеба шла успешно, мы уже начали взлет с инструктором. Но, неожиданно приходит приказ расформировать школу…

Всю нашу группу перебрасывают в другую Ш.М.А.С., где готовили разных специалистов. Я закончил эту школу метеонаблюдателем.  С мая до конца 42 г. я работал на метеостанции. В это время в Сталинграде шли ожесточенные бои…

В Инзе формировалась 11 учебная бригада в составе 6 полков, которая должна была готовить младших командиров для фронта, а наша рота, весь состав – были сержанты, и нас зачисляют в штат, чтобы мы готовили сержантов. Я был назначен командиром отделения, потом помощником командиром взвода и комсоргом роты…

В марте 1944 г. меня направили на курсы младших лейтенантов. В феврале 1945 г. по окончании курса обучения нам присвоили звание младших лейтенантов по специальности минометчик. Без замедления весь наш выпуск перебрасывают в резервный полк офицерского состава в г. Белая Церковь под Киевом.  В апреле передают в распоряжение 1 Украинского фронта. Из г. Львова нас отправили в металлических угольных коробках. Существовала опасность обстрела, что и произошло. В пути нас 2 раза обстреляли, но все обошлось. В это время велась подготовка к решающим ударам по Берлину. Мы ехали севернее г. Бреслау. Он был окружен, но не сдавался. Здесь наш поезд подорвался на мине, погибло 4 чел. И несколько ранены. Мы дошли пешком до небольшого города и там, в пустых домах ночевали…

Нас направляют в 291 гатчинскую дивизию 21 армии. В это время вся армия была брошена на зачистку территории, освобожденной от немецко-фашистских войск. Особенно помнится факт: штаб дивизии располагался в чехословацком городе Находа. 10 танкам и небольшой группе солдат, на машинах была поставлена цель через Чехословакию прорваться к американцам. Во время операции нам противостала хорошо вооруженной пехота, но благодаря слаженным действиям нам удалось ликвидировать группировку немцев.

Дней через 10 нас направляют в штаб армии г. Дрезден, где формировались лагеря репатриированных граждан СССР. Наш лагерь №281 располагался в г. Оппельн. И мы начали принимать всех граждан, которых вывозили немцы, и наших военнопленных. Я работал помощником начальника учетного отдела. Наш лагерь принял около 40 тысяч граждан.

В феврале я был дежурным по части, меня пригласил начальник штаба. Приказал ехать в город, проверить обстановку.  Мы немедленно выехали, но до нашей части не добрались – польский бронетранспортёр сбил нашу машину. Я был контужен. Меня положили в лазарет при части т.к. транспортировать было нельзя.  Дней через 10 я пришел в себя, через 1.5 месяца я выписался из лазарета. В июне 1946 демобилизовался.

Был награжден медалью за «победу над Германией»

Статья подготовлена по материалам музея Краснопольской СОШ в мае 2012 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *